Жизнь в ABBYY

Растим ИТ-специалистов. Учебные кафедры ABBYY

7412r_rearing experts_2-05

Мы в ABBYY уделяем большое внимание подготовке ИТ-специалистов и осознанно вкладываем наши ресурсы в образование. О том, зачем это нужно, с чего все начиналось и как обстоят дела сейчас, нам рассказал Андрей Очеретный – руководитель группы образовательных проектов.

Зачем мы этим занимаемся?

Создание технологий, тем более сложных, наукоемких, – это всегда крайне непростая задача. И успех ее зависит от одного ключевого фактора – людей. Именно талант инженеров, разработчиков, лингвистов, аналитиков и многих других специалистов помогает создавать технологии и решения мирового уровня. И не случайно мы в ABBYY всегда считали, что наша главная ценность – это наши сотрудники. Задача наша не только уметь находить этих талантливых людей, но и развивать их способности. Этим мы и занимаемся уже многие годы. Причем ищем и растим таланты со студенческой скамьи. Мы видим, что наши усилия приносят пользу не только нам самим (квалифицированные специалисты становятся сотрудниками ABBYY), но и ИТ индустрии в целом, ведь эти молодые ребята работают во многих компаниях страны.

В области образования у нас есть несколько направлений:

  1. ABBYY Labs – студенческие лаборатории, где ребята под руководством наших сотрудников решают реальные задачи, стоящие перед разработчиками в компании;
  2. ABBYY Open – семинары по компьютерной лингвистике, которые проводятся несколько раз в год. Докладчиками выступают самые авторитетные специалисты в области автоматического анализа естественного языка;
  3. учебные программы в вузах – лекции от сотрудников компании, различные проекты и т.д.;
  4. и, конечно, базовые кафедры. Сегодня о них мы и расскажем подробно.

С чего все началось?

К 2006 году в ABBYY было достаточно много выпускников МФТИ разных лет (МФТИ, можно сказать, альма-матер ABBYY: отсюда вышли основатели компании). Они работали в технологическом департаменте, с интересом занимались задачами по улучшению распознавания текстов и лингвистики. Но диплом, при этом, писали по ядерной физике. Странно, правда? Вот и нам так казалось.

А еще стало понятно, что приходящих стажеров и молодых специалистов нужно готовить в рамках несколько иной системы. Есть в нашем образовании особенность: в вузах студентов учат теории, мало внимания уделяя практическим задачам. В результате, многие талантливые студенты либо занимаются «чистой» наукой, либо уезжают получать дополнительное образование в области компьютерных технологий за границу, где и остаются работать. Тех, кто приходит в российские ИТ-компании, и готов потратить длительное время на обучение навыкам, необходимым для полноценного участия в реальных проектах по разработке технологий, очень мало.

Так, в МФТИ (где как раз проходила реструктуризация) мы решили создать свою базовую кафедру распознавания изображений и обработки текста, которая открылась на новом факультете инноваций и высоких технологий (ФИВТ). Ведущие специалисты нашей компании читают здесь курсы по программированию и архитектуре ПО, управлению ИТ-проектами, проектированию пользовательских интерфейсов, распознаванию образов и текста, обработке естественного языка и искусственному интеллекту.

расписание

В первые годы, пока мы привыкали к новой для нас образовательной деятельности, студентов на кафедре было немного. На каждом курсе училось по 5-7 человек. С каждым годом мы крепли и развивалась вместе с факультетом, который постепенно менял свое позиционирование.

Изначально на факультете был уклон в предпринимательскую деятельность. И это здорово, когда есть студенты с предпринимательской жилкой! Но хочется, чтобы эта жилка накладывалась не просто на создание очередного вэб-сайта, а на какой-то осмысленный новый проект, который действительно трудно повторить. Постепенно направление факультета сменилось и сейчас все больше людей приходят сюда за знаниями computer science. Здесь, вместе с другими партнерами, мы готовим людей, которые могут встраиваться в существующие компании или сами разрабатывать новые проекты.

Сегодня факультет инноваций и высоких технологий в МФТИ является одним из лучших в стране в области подготовки ИТ-специалистов. А 1-го сентября на наших кафедрах начали учиться более ста студентов, что, конечно, очень здорово.

Кафедры компьютерной лингвистики в МФТИ и РГГУ

ABBYY занимается двумя ключевыми направлениями. Во-первых, это распознавание текстов и изображений, во-вторых, компьютерная лингвистика и связанная с ней задача анализа текстов.

Чтобы успешно разрабатывать наши сложные технологии, нам нужны квалифицированные компьютерные лингвисты. А их в России, увы, немного. Одно из решений – сотрудничество высшей школы и коммерческих компаний, что позволяет вовлечь студентов в проекты, реализуемые в России с русским языком.

Понимая это, в 2011 году мы открыли две кафедры компьютерной лингвистики – в МФТИ и РГГУ. Здесь мы растим специалистов, способных эффективно работать в области разработки инновационных языковых компьютерных технологий, в частности, синтаксического и семантического анализа текста ABBYY Compreno.

расписание2

Что еще важно. Серьезные проекты в современном мире так или иначе делаются командой людей, каждый из которых – специалист в своей области. Тем не менее все они должны говорить на одном языке – программисты понимать компьютерных лингвистов и наоборот. И мы стараемся способствовать развитию этого диалога. Так, лингвисты кафедры компьютерной лингвистики РГГУ в рамках магистратуры слушают некоторые курсы для программистов. А студенты кафедр в МФТИ с третьего курса начинают получать знания по лингвистике, чтобы понимать лингвистов.

Кроме этого, для успешной деятельности ИТ-специалистов нужны знания из смежных областей. У нас, например, есть занятия по управлению проектами, курс по требованиям и отдельный курс по взаимодействию с пользователями. И сейчас все больше людей сами начинают понимать – знания, которые выходят за рамки непосредственно программирования, могут быть полезны в их работе.

Практика

Наша главная задача – дать студентам не только теоретические знания, но и возможность как можно раньше начать принимать участие в реальных   проектах. Нам важно, чтобы студенты, обучаясь на наших кафедрах, могли найти себя. И приятно, что ребята находят. Многие наши выпускники приходят работать в ABBYY и в другие крупные ИТ-компании в Москве. А некоторые успешно организуют свои проекты, в которых пробуют применять те знания, которые получили на кафедре.

НИУ ВШЭ

Чтобы дать студентам возможность погрузиться в практику, мы обошли всех руководителей в технологическом департаменте и попробовали найти в каждом из них небольшую задачу, которая была бы полезна и ребятам, и нашей компании. И это не должна быть рутинная работа, нам нужны настоящие эксперименты. Удачный пример – небольшой проект по улучшению распознавания визиток и проведению некоторых задач по машинному обучению. Ребята должны были сделать базу, с которой после могли бы работать не только наши специалисты, но и сами студенты. В выигрыше были все!

Часто подобная практика перерастает в дипломную работу. Задачу студенты развивают не с «0», общаясь с научным руководителем, уже осмысленно пишут диплом. Кроме того, есть и приятный бонус – зарплата начинающего специалиста в ИТ.

С первого курса у нас копится довольно много информации о каждом студенте и его успехах. И такой человек, откликаясь на нашу вакансию, может легко дать фору любому другому «внешнему» специалисту.

Информацию собирают и студенты – о нашей компании. В рамках учебного процесса они знакомятся с руководителями, коллегами из смежных подразделений. Так выбор работодателя происходит более осмысленно.

Как это для ИТ-компании – иметь свою кафедру?

Кафедра – это очень много обязательств и большая ответственность. Сейчас наш учебный план включает 8 курсов в бакалавриате и 9 в магистратуре.

Кафедры предполагают научное руководство. Для этого должны быть люди, которые готовы и смогут им заниматься. Мы стараемся очень внимательно подходить к тому, кто будет преподавать. Таких людей найти довольно сложно, у них мало времени. Если они будут преподавать столько, сколько требуют образовательные проекты, они просто перестанут работать.

Как мы решаем эту проблему? Сотрудники компании проводят занятия в офисе, не тратя время на дорогу. И это не просто специалисты. В ABBYY студентов готовят ключевые фигуры компании, настоящие эксперты, имеющие разносторонний опыт.

В нашей сфере важно, чтобы знаниями делился тот, кто, во-первых, умеет преподавать, а еще в буквальном смысле живет своей работой. В ИТ все быстро меняется, и попытка написать какой-то проф. стандарт для людей нашей отрасли довольно сложная задача. Сегодня ты что-то фиксируешь, а через 2 года выходит новая операционная система и все меняется. Сразу появляются новые возможности, рекомендации устаревают, а в чем-то и вовсе пропадает необходимость.

Мы для себя открыли интересный факт. Каждый четвертый, если не больше, среди сотрудников, которые непосредственно связаны с разработкой программных продуктов (тестеры, разработчики, PM-ы), – это люди, задействованные в преподавательской деятельности. Т.е. 25% людей дополнительно вовлечены в такую социальную ответственность бизнеса.

При этом мы понимаем, что люди, которых мы сегодня обучаем через 5-10 лет станут во главе крупных проектов и будут влиять на развитие ИТ-отрасли как в нашей стране, так и за ее пределами. Поэтому, чем больше мы вложим ресурсов сейчас, тем лучше и светлее будет наше общее будущее.

  • Вералинда Чумовая

    Занятно