Секреты управления

Правильные пчелы: во что надо и не надо вкладывать в сложные времена

Sergey_Andreev_10web

От чего отказаться? На ком зарабатывать? Как развиваться?

О том, как вести себя в кризис, рассказал на сайте РБК Сергей Андреев — президент группы компаний ABBYY. Публикуем колонку в нашем блоге и приглашаем к ознакомлению!

В любом кризисе есть проигравшие и победители. Ищите вторых: именно они готовы тратиться на развитие, а значит и на ваши продукты

Вовремя отказывайтесь

Тот, кто утверждает, что в IT-бизнесе есть время стабильности, сильно преувеличивает: я бы сказал, что в IT мы живем в постоянной цепочке мини-кризисов. Поэтому текущая нестабильная ситуация в российской экономике — это лишь океанская волна, которая по своему масштабу, безусловно, больше обычной морской ряби, но не катастрофически влияет на бизнес-реальность.

Конечно, пришедшая волна может дать дополнительный импульс к мобилизации усилий и заставить еще более критически подойти ко всему, чем вы до сих пор занимались. Какие-то процессы и проекты должны быть признаны окончательно невозможными, и от них нужно будет отказаться. При этом критически важные направления, которые приносят вам наибольший доход сегодня и принесут завтра, должны получить дополнительную поддержку. Это общие и понятные рецепты, но многие, попав в водоворот событий, забывают и о них.

Мы, например, отказались от многих инвестиций, сроки отдачи по которым превышали два года. Несмотря на это, мы оставили в планах развития очень перспективный новый проект для массового рынка, который может вывести нас на аудиторию в сотни миллионов пользователей. Не могу, к сожалению, сейчас анонсировать его детали. Именно массовость этого продукта — самый значимый фактор для нас. Массовый продукт дает мощный бренд, а мощный бренд затем успешно используется для продаж в высокоприбыльном корпоративном сегменте.

Мы уже не в первый раз сталкиваемся с такого рода мощными негативными экономическими волнами и строили бизнес с их учетом. Например, развивали продажи и партнерскую сеть в самых разных странах мира. Гипотеза была очень простой: кризис вряд ли наступит везде одновременно и в худшем случае будет выключать регионы по очереди. Благодаря этому, когда мы входили в текущий кризис, распределение доходов по регионам было примерно следующим: 40% — Северная Америка и Япония, 20% — Россия и страны СНГ (за исключением Украины, Молдовы и стран Балтии), 20% — Западная Европа, остальное — страны Восточной Европы, Азии, Африки и Южной Америки.

Помимо этого мы стараемся работать с клиентами разного типа: конечные потребители, розничные сети, корпоративные заказчики, крупные производители оборудования и разработчики ПО. Эти группы отличаются друг от друга и по-разному ведут себя во время кризиса — кто-то более инертный, кто-то нет. Это также позволяет сглаживать экономический негатив и строить более устойчивые планы.

Зарабатывайте на богатых

Если вы уже находитесь в «водовороте», то нужно помнить о том, что во всяком кризисе есть проигравшие, но есть и победители. И вас должны интересовать именно последние: те, кто начинает быстро расти, потому что становится более востребован. Таким организациям будет интересно любое предложение, связанное с улучшением эффективности и повышением конкурентоспособности. У них есть ресурсы, есть будущее, и они отзывчиво реагируют на интересные предложения.

Например, я хорошо помню историю, которая приключилась в начале тяжелых для страны 1990-х годов, когда мы одними из первых на отечественном рынке решили создать программу для Windows (электронные словари Lingvo). Изначально мы разрабатывали ее под систему MS DOS, но поняли, что ее нужно срочно перерабатывать для новой среды.

Тогда в России доминировала ОС MS DOS с долей около 90–95%, а у Windows была всего пара процентов. Многие наши партнеры и коллеги резонно крутили пальцем у виска и говорили, что мы сумасшедшие. Но мы видели тренд: новые программы и новые компьютеры покупали те, у кого было достаточное количество средств, кто был относительно богат. И на эти новые компьютеры устанавливалась именно Windows. А «огромный» рынок ПО для старых компьютеров был в действительности абсолютно не интересен: люди, которые ими владели, не являлись потенциальными покупателями, особенно учитывая экономические трудности. Спустя некоторое время наше предположение подтвердилось.

Сегодня мы тоже реализуем довольно амбициозную затею. Речь о нашей технологии Compreno, над которой работаем более 20 лет и в основе которой лежат лингвистические теории и концепции, сформулированные еще в середине XX века и основанные на полном семантико-синтаксическом разборе текста. Они казались слишком сложными для воплощения, поэтому не имели коммерческих реализаций. А мы все-таки занялись этой задачей и постепенно, снимая проблемы одну за другой, создали базовую технологию понимания и анализа текстов на естественном языке, на основе которой можно реализовать совершенно разные продукты.

Ищите новые рынки

Например, очевидный современный тренд — колоссальный рост объемов информации. Исследование IDC показывает, что к 2020 году объем цифровых данных в мире превысит 35 000 эксабайт, из которых более 80% будут неструктурированными. И мы идем в этом направлении. Правда, подход наш технологически более сложный и комплексный. Мы создаем не систему, основанную лишь на статистике и правилах, как делают многие другие игроки, а сложную интеллектуальную технологию понимания и анализа текстов. Мы уже инвестировали и инвестируем серьезные средства в эту разработку, поскольку видим, что решения на базе такой технологии дают качественно другой результат. Если все получится, для нас это будет возможность занять серьезные позиции на формирующемся рынке.

Один из главных вопросов во время кризиса состоит в том, как правильно идентифицировать рыночный тренд и найти платежеспособную аудиторию, готовую развиваться. Вы ответили на него? Тогда стоит двигаться вперед изо всех сил, ведь вы помните о том, что не одиноки в нашем бизнес-океане.

Источник: www.rbc.ru