Секреты управления

Идея, сценарий и реализация — гарантия успеха продукта

УспехКак измерить успех продукта? Можно ли выделить критерии, по которым программа или услуга однозначно понравится людям? Сколько людей, столько и мнений. В этой статье я поделюсь своими наблюдениями и проанализирую факторы, которые, на мой взгляд, влияют на любовь людей к тому, что вы делаете.

Чтобы сделать успешный продукт, вам придётся пройти через три этапа: идея, сценарий, реализация. Они есть в очень разных дисциплинах: от кино до рекламы. К примеру, если вы снимаете кино, важно, насколько вашей аудитории интересна идея. Увлекателен ли сценарий. Качественно ли вы провели съемку, или камера дрожит, а актёры заикаются. Если всё в порядке, кино, вероятнее всего, понравится.

Если вы делаете продукт, сценарий которого отличается от пассивного наблюдения, всё немного сложнее. Потому что и идея, и сценарий должны быть привязаны к людям и их действительности, а это очень непросто. Недостаточно просто найти идею — люди могут посмотреть, сказать «Ууу, как классно!», но продукт не купить. Потому что это не их сценарий. Или сценарий про них, но реализовать его эффективно и удобно вам не удалось.

Идея без сценария

В своё время шведская компания Anoto придумала концепцию цифровой бумаги. Идея такова: в ручку вставляется маленькая камера, считывающая информацию, которую вы пишете на специальной цифровой бумаге. Её особенность — сетка из мелких точек, предназначенных для определения координат буквы или рисунка на бумаге. Вы пишете, и всё написанное оказывается в ручке в оцифрованном виде. Ещё можно, например, предусмотреть на бумаге «активные кнопки», буквально напечатав в этих местах рисунки кнопок. Программа, зашитая в ручке, реагирует на прикосновение ручки к такой области и выполняет определенную команду. К примеру, она может отправить написанное до того по электронной почте.

Цифровая бумага Anoto

Идея, по-моему, грандиозная. Даже сейчас, более 10 лет спустя, она мне очень нравится. А когда я увидел это впервые, даже дух захватило. Но при столкновении с реальностью возникли вопросы.

Всегда ли нужная бумага будет под рукой, кто и как ее будет продавать? Как и куда будут передаваться данные из ручки? Не высоковата ли её себестоимость? А что, если я потеряю эту ручку со всей записанной в ней информацией? Не будут ли пользователи ожидать, что ручка выдаст распознанный текст, который они написали, а не просто его изображение?

Anoto пыталась выдвинуть свою ручку на массовый рынок и потратила на это много денег. Но рынок ручку не воспринял: у людей возникли те же вопросы, что и у меня. Выбранные сценарии оказались надуманными и не сработали. И сейчас Anoto продается для нишевых решений, в основном для задач, связанных со сбором информации на бумажных формах. Размах совсем не тот, что планировался изначально.

Продукт без идеи

И тем не менее история Anoto вызывает уважение. Потому что есть сильная идея. Намного хуже, когда продукт делают вообще без определённой идеи. В этом случае основы для выработки сценариев вообще нет, и на этапе реализации происходит тоска в виде «нужно сделать то-то и то-то». Почему именно это? Потому что это мы делать умеем. Или потому что это сделать дешевле. Или потому что другие так делают.

В результате появляются продукты-монстры. Ненужное барахло. Мусорки фич. Порождения чьего-то личного — коммерческого или творческого — интереса, которые не вызывают у нас никакой эмоциональной реакции, потому что никак к нам не относятся.

Нам, пользователям, важно, чтобы компания при создании продукта думала о нас. Нам нужна забота, и за эту заботу мы готовы платить.

Когда компания не заботится о пользователе

Приведу пример из личного опыта. Несколько лет назад у меня был автонавигатор. Идея была прекрасной: девайс учитывал пробки и прокладывал маршрут с учётом объезда. Сценарий тоже понятен: я выезжаю из дома и, если не хочу простоять на каком-нибудь проспекте два часа, включаю навигатор и еду по нему.

На практике это выглядело так: я включал навигатор и проходил два уровня экрана меню, чтобы включить Bluetooth. Потом погружался ещё на три уровня вглубь, чтобы выбрать из списка подключенных устройств единственный телефон (мой). Ждал, пока телефон подключится. После этого нужно было ещё пять раз ткнуть по экрану, чтобы вернуться в главное меню и наконец увидеть собственно навигацию.

О чём это говорит? Те, кто делали устройство, не думали. Их не волновало, как навигатор будут использовать. У них кривые руки и им глубоко на меня наплевать. Примерно такое мнение складывалось у меня как у пользователя. И конечно, как только появились альтернативы, я купил другой, более «заботливый» навигатор.

Как делать успешные продукты

К сожалению, единого рецепта нет. Просто не забывайте про связку идея-сценарий-реализация. Думаете, успех Apple — загадка? Да нет, всё достаточно понятно. За ним стоят те же причины: яркие, но при этом приземлённые и практичные идеи. Хорошо продуманные сценарии. Хорошая реализация. И ещё один, четвёртый фактор — забота о пользователе.

Чтобы генерировать мощные, но при этом не абстрактные идеи, нужно иметь особый талант. Когда хороший писатель продумывает идею книги, он уже видит её сюжет и реализацию. Аналогично идея сильного продукта не может прийти к человеку, который не видит, как люди будут этот продукт использовать и как его создать.

Чтобы ваши идеи стали продуктом, нужно быть лидером, способным зажечь людей идеей. Отстоять её. Отследить, чтобы она не умерла и не мутировала на этапе проработки сценариев и реализации.

Поделюсь ещё одним наблюдением. Я заметил, что вещь, сделанная человеком, который уважает себя, всегда содержит тот необходимый элемент заботы о будущем хозяине и практически обречена на успех. А уважение человека к себе держится на уважении общества к человеку.

Общество, в котором людей уважают, успешно создаёт новые продукты. И наоборот, отсутствие уважения к людям, пренебрежение ими приводит к тому, что люди не способны вложить свою заботу в результат своего труда. Нефть в этом не нуждается, брёвна в этом не нуждаются. Если мы хотим делать что-то большее, нам нужно позаботиться, чтобы в нашем обществе наконец восторжествовало уважение к самим себе и окружающим.

Арам Пахчанян, вице-президент ABBYY. Арам, одноклассник Давида, пришел в ABBYY в 1993 году на позицию технического писателя, а в 2004 стал вице-президентом компании. Долгое время был директором департамента продуктов для ввода данных. Под руководством Арама многие решения были успешно внедрены не только в России, но и в других странах и получили признание во всем мире. Сегодня Арам является директором школы «Айб» в Ереване, которая стала центром коренной модернизации образования в Армении.
  • https://plus.google.com/102558447752949784211 Roman Mikhol

    Гениально! 3х2))