Секреты управления

Как будем меняться, или четыре типа инноваций

Визуализация идеи

В прошлом посте «Как стать инновационной компанией и почему это не нужно» я описала, в каких случаях игра стоит свеч. И вот вы поняли, что ваша компания, как акула, должна постоянно двигаться, чтоб не утонуть. Осталось определиться, как именно  меняться, какие есть варианты.

При попытке классифицировать инновации иссушенный бизнес-школой мозг хочет нарисовать матрицу 2Х2. В итоге получается матрица с 4 квадрантами, где по оси Х идет новизна технологии и наукоёмкость, а по оси Y — сумма пользы для общества. Ниже сама матрица и описание типов.

6995r_table
1. Рыночный прорыв

Эти инновационные продукты не требуют изобретения новых технологий, но они, тем не менее, способны приносить огромную пользу обществу. Примером может служить изобретение наклеивающихся бумажек — Post It — компанией 3M. Как утверждает история, в портфеле технологий 3M было «ненужное» изобретение — некачественный клей, который реально плохо склеивал вещи. Для типичного применения клея он совсем не годился, но в определённый момент коллега изобретателя придумал приклеивать с помощью этого клея бумажку. И вуаля — появился новый продукт, без которого тяжело представить стол типичного офисного жителя.

Чаще всего рыночный прорыв — это новое применение, маркетинговая ниша для давно известных продуктов или технологий. Типа использования детского масла Johnson&Johnson и мамой тоже. Обычно инновации типа рыночного прорыва осуществляются или маркетологами, или при активном их участии.

2. Инкрементальные инновации

Инкрементальные инновации — это все функции, «бантики», новые возможности, которые бывают доступны в следующей версии продукта. Например, прекрасная инновация Heinz — ставить густой кетчуп на крышку, а не на дно. Восьмое/девятое лезвие в станке для бритья. Новый Смирнофф со вкусом лайма. Экспорт в новый формат в ABBYY FineReader или приложение для запоминания слов Tutor в программе  ABBYY Lingvo.

Инкрементальные инновации чаще всего бывают порождением маркетологов, которые, исследовав запросы целевой аудитории, заказывают технологам новую функциональность.

3. Технологический прорыв

Технологический прорыв — это принципиально новая базовая технология, которая пока не нашла широкого пути на рынок. То есть она как бы существует и продается, но, имея потенциал драматически изменить образ жизни человечества, является утехой малого круга. Примеры — первая компьютерная мышь, сеть ARPA (мама интернета), первые соцсети типа Classmates.com, первые электромобили (появившиеся еще в 1841 году, между прочим) и так далее.

Практически всегда технологический прорыв — это плод гениального прозрения ученого и инженера. Если при создании технологического прорыва ученый мало общался с продавцом или маркетологом, то технология может надолго застрять в стадии прорыва, не принося значительной пользы обществу. Если же ей повезло, и гениальная технология попадает в руки отличному маркетологу, компания порождает радикальные инновации.

4. Радикальные инновации

Радикальные инновации используют самые передовые технологии — собственные и чужие (которые могли в прошлом быть технологическим прорывом) — и используются действительно большим количеством людей, принося значительную пользу обществу. Примером может быть цифровая фотография, Тойота с массовым производством электромобилей, навязший в зубах iPhone, сотовая связь. Наш пример — технология ABBYY Compreno (мы учим компьютер понимать смысл текста).

Очевидно, что радикальные инновации — самая сложная и ресурсоемкая форма нововведений. Чаще всего компания может похвастаться одной, ну, максимум, двумя радикальными инновациями в своей истории.

В следующей статье мы поговорим о том, что является источником корпоративной инновационности, следите за постами.

Вице-президент по корпоративным коммуникациям ABBYY. Настасья имеет большой опыт работы в области коммуникаций и брендинга (более 16 лет), является опытным бизнес-тренером и ведет активную международную консультационную деятельность. Работает в ABBYY с 1999 года.
  • http://vk.com/id18029852 Анна Фадеенко

    !!