Секреты управления

Идея есть. А как найти инвестора?

Я непрерывно ищу талантливые команды и интересные проекты. Собственно, чаще всего и искать не приходится — у меня в стартап-тусовке уже сложилась определённая репутация, я так часто участвую во всяких мероприятиях, что потенциальные стартаперы сами приходят ко мне.

Путь к успеху

Моя цель — партнёрство с командами, которые умеют продуктизировать базовые технологии. Мы в ABBYY создаём технологии в области распознавания текста, лингвистики и искусственного интеллекта, а превращение их в полезные программы — это компетенция, которую можно создавать, а можно приобретать. Например, когда-то давно я познакомился с компанией «Переведём.ру», которая теперь называется ABBYY Language Services.

Я не профессиональный бизнес-ангел или венчурный инвестор, я не инвестирую в компании регулярно. Но за последние двадцать пять лет я и сам создавал несколько стартапов (и искал на них деньги), и достаточно много инвестировал, поэтому могу дать несколько советов молодым — и не очень — предпринимателям, которые придумали какой-то классный проект и теперь хотят воплотить его в жизнь. И ищут для этого инвестора.

Итак, у вас есть идея. Что делать дальше?

Шаг 1. Идите «в поля».

Сделайте прототип, пусть даже картонный муляж, и попробуйте его продать. Не можете сделать прототип? Продавайте идею. Опросите всех, кого можете — и не только близких, друзей и коллег, но и незнакомых людей в кафе и на улицах.

И не бойтесь негативных отзывов. Главное, чтобы вы получили достаточно позитивных. Полярные мнения о вашей идее — это хорошо, это значит, что она интересная и не оставляет людей равнодушными. А вот безразличие – это очень и очень плохо. Если ваша идея не вызвала ни в ком эмоционального отклика, скорее всего, она плохая. Или вы сосредоточились не на том рынке. В общем, нужно что-то менять.

Шаг 2. Найдите команду.

Я как потенциальный инвестор редко разговариваю с человеком, у которого есть идея, но нет команды. Что-то обсуждать могу только после того, как человек нашёл одного или двух сподвижников, готовых потратить жизнь на реализацию проекта. Команда первична, и именно в неё я готов вкладывать деньги.

Объяснение тут простое: проект и его бизнес-модель может измениться не раз и не два. От идеи до прототипа проходит, как правило, не меньше двух лет. Выход на точку самоокупаемости — три года. В процессе появляются новые технологии, конкуренты. И если у вас за спиной есть крепкая сильная команда, люди, готовые работать над проектом, что бы ни произошло, у вас есть уже половина успеха.

Шаг 3. Не рассказывайте о технологии, продавайте идею

Многие — да почти все — начинающие предприниматели считают, что успех зависит от технической части проекта. Но в бизнесе всё совсем не так. Даже если ты изобрёл что-то, за что тебе дали научную премию, от бизнес-проекта это очень далеко. Для успеха предприятия важно, способен ли ты понять нужды покупателя и найти к нему путь.

Если стартапер говорит: «Я изобрёл нечто, но не знаю, кому и как это продать» — это не ко мне. Да и большинство инвесторов завернут вашу идею.

Вам будет в разы проще, если вы придёте к потенциальному инвестору с пониманием того, какой товар или услуга нужны клиенту. Чего у клиента пока нет? Как ваш продукт может это сделать? Вот если у вас есть ответы на эти вопросы, вы на полпути к получению инвестиций.

И уже без номера, просто подсказка о том, где искать идею: думайте глобально, действуйте локально.

Вы должны быть воодушевлены большой идеей и смотреть широко, но ваш прототип должен быть очень простым и локальным. Если стартап пытается решить глобальные задачи, он никогда не доживёт до точки безубыточности. Действовать локально значит не бояться решать нишевые проблемы – но делать это безупречно.

Не слушайте тех, кто говорит вам: «Ой, это слишком маленькая ниша рынка!». Да, маленькая. Но удовлетворите сначала её потребности. Думайте о завоевании мира, но сейчас займите вот эту маленькую нишу и заработайте первый рубль. Сделайте продукт, который по-настоящему осчастливит хотя бы одного человека.

А потом пройдите три указанных выше шага и идите за инвестициями.

Председатель совета директоров, основатель и главный идейный вдохновитель компании ABBYY.
  • http://facebook.com/profile.php?id=1379647186 Suren Oganesyan

    Здравствуйте,
    Если я работаю над моей идеей уже 4 года, у меня есть очень хорошая команда и проект очень нужный для маленьких и средних предприятий, то каким образом представить этот проект к вашему вниманию.
    С уважением
    Сурен

    • http://facebook.com/profile.php?id=100001506101098 Aleksandra Lipatova

      Сурен, напишите нам письмо с описанием идеи на адрес blog_ru@abbyy.com, а мы обязательно передадим Давиду.

      • http://facebook.com/profile.php?id=1379647186 Suren Oganesyan

        Я только что вам отправил описание. Если вы его не получили напишите мне пожалуйста

        • http://facebook.com/profile.php?id=100001506101098 Aleksandra Lipatova

          Сурен, ваше письмо получили, спасибо.

        • http://facebook.com/profile.php?id=1379647186 Suren Oganesyan

          Здравствуйте Александра,
          Есть-ли у вас для меня какие-то новости?

        • http://facebook.com/profile.php?id=100001506101098 Aleksandra Lipatova

          Сурен, здравствуйте! Я про вас помню. Пока новостей нет, как только будут, я напишу вам.

      • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/661439583989545/ Marvel Grey

        Добрый День, Тоже написал на Ваш емейл. Проверьте пожалуйста.

  • Olya

    Спасибо за полезную и интересную статью.
    Многие кто создал или хочет создать свой бизнес, спрашивают, как и где найти инвестора для бизнеса, как его завлечь в свой бизнес, чтобы он начал инвестировать деньги в ваш бизнес. Вам будет намного выгоднее завлечь в свой бизнес инвесторов, чем брать кредит в банке, который придется возвращать с процентами: http://alexmayboroda.ru/?s=+Как+найти+инвестора